Рассуждала в основном Тема Темыч, а другая часть нашей соавторской группы кивала и записывала.
Картинки в твиттере тупо обозначали начало треда.
Важно! На объективность не претендуем, и не психологи ни разу. Это всего лишь мнение, одно из. И мы будем искренне счастливы, если оно вас просто развлечет.
Важно!-2 Присутствует некоторое количество сниженной лексики, мата и вообще, в целом, стиль специфический.
Валентин Юрьевич Лебедев против Якова Петровича Гуро. Ну-ка, а кто тут у нас самый белый и пушистый?
Одна вещь безмерно удивляет нас с первого же дня в фандоме и до сих пор: вот почему многие авторы (притом весьма и весьма нейунные) предпочитают изображать Лебедева в романтических отношениях жёстким как советские ириски "Золотой ключик"? Порой доходит до откровенной, совершенно немотивированной жестокости. Этакий классический инфернальный свиноеб в вакууме. Воландеморт из Чертаново.
Одновременно (и зачастую у тех же самых людей, фандом де-факто един) белый и пушистый Гуро сияет нимбом и ангельскими крылами, даже если он бес, наносит добро и причиняет пользу и сопли вечнодрожащему Николайвасиличу подтирает с бережностью заслуженной нянечки детского сада "Лопушок".
Серьезно, откуда это? По поведению Юли в "Притяжении" без дополнительных комментариев понятно, что леща в воспитательных целях она не получала никогда. Больше того, основа (совершенно по-дурацки раскрытого, но все же он там есть) "вечного, излюбленного русской классикой конфликта отцов и детей" целиком держится на попытках Лебедева единственную дочурку от всего на свете оградить и уберечь.
Собственно, уже только его рабочий стол с фотографиями сразу расставляет точки над ё: покойная жена, которую Лебедев забывать не собирается, и Юля.
Для нагнетания саспенса нужен кровожадный, психопатичный огурессор? Нет, явно не тот случай.
У него как бы не всегда получается донести свои благие намерения до окружающих (вспомним хотя бы суть диалога на базе, когда Юля ворует пропуск). Траблы в общении у Лебедева возникают регулярно, если его собеседник сам не из "армейки". Но он определенно не жестокий и, как показывает куча сцен, от первого контакта до финального эпизода с атакой и чертановским бунтом, очень даже убеждаемый, принципиальный неискатель конфликтов. Наоборот, это тот типаж, который даже в потенциально опасной для всех ситуации пытается решить вопрос максимально мирным путем (см. его действия после сеанса мысленного общения с Хэконом: категорически настаивал на выполнении всех условий пришельцев, фактически удержал все правительство от радикальных действий).
Он переговорщик, и по должности, и по сути.
И не совсем понятно, с чего вдруг в личных отношениях, если уж вдруг Лебедев бы их завел после смерти любимой супруги, он начал бы вести себя как маньяк 80 уровня с неудержимой жаждой к насилию и разрушениям.
В смысле, да, он наверняка может и ненавидеть. Больше того, у него есть все причины вполне канонично ненавидеть Артёма за смерть своей дочери в конце фильма (пусть и временную).
Вот только с человеком, которого Лебедев ненавидит, он едва ли стал бы вступать в какие-либо отношения. Ему просто не подходит кислотно-арбузный вариант, а никакого другого при этом раскладе не предвидится.
В случае с Гуро, прямо очень занятно, откуда взялся образ бесконечно чуткого партнера, если по канону эмпатия у него явно на нуле. Вспомним эпизод с расследованием в самом начале и донельзя красноречивую реакцию на вполне искренние переживания кучера-убийцы. Безусловно, это может быть элементом почти неизбежного в этой профессии эмоционального выгорания (каких только раскаивающихся убийц Яковпетрович уже не видел, в количестве), но факта отсутствия в нем способности к сопереживанию это не отменяет.
После был ещё эпизод вскрытия мертвой девушки, где в настроении Гуро доминировал интерес опытного криминалиста. Жертва ритуального убийства? Как это занятно, как восхитительно!
Часто авторы, апеллируя к его вроде-как-сопереживательному настрою в беседах Гоголем, благополучно забывают про все вышеперечисленное. А между тем, где-то здесь-то наверняка и кроется суть основной интриги фильма. Гуро - явно не тот персонаж, который будет опекать кого-то иначе, чем из соображений расчета. С нулевой эмпатией это не представляется возможным. Николайвасилич со своими талантами, литературным и мистическим, вполне мог неподдельно заинтересовать его. И та эмоциональная поддержка, которую Гуро оказывает ему в дальнейшем очень похожа на средство манипуляции.
У Яковпетровича на Николайвасилича планы (досье из второго фильма на это очень толсто намекает, просто сам факт его наличия). Не обязательно ужасные и коварные, но планы. Это человек логики, он ничего не делает просто так.
Отдельно масла в огонь, кстати, подлил многоуважаемый Олег Евгеньевич, который сказал в интервью о фильме пару очень метких, ИМХО, фраз. Гуро - это герой, которому все интересно. И больше всего его интересуют смерти окружающих его людей.
В общем, выстраивая градацию от белой пушистой няшки до беспринципного сукинсына, мы поместили бы Гуро как раз где-то возле последнего. А Лебедева, соответственно, наоборот.
Это, само собой, не делает ни один из образов менее интересным и обаятельным, просто обаяние это - разное.
О гете замолвим слово. Лиза, Оксана, Николай Васильевич и логика - ну очень сложные отношения.
Для начала давайте рассмотрим образ, собственно, Николайвасилича в сериале, правдивый процентов этак на двадцать пять (и пожалуй, к лучшему). Николайвасилич живет в 1829 году и ему, соответственно, двадцать годиков. Он реально юн, без шуток впечатлителен и до очень недавнего времени был под полной опекой маменьки, с которой на протяжении всей своей жизни поддерживал очень близкие и доверительные отношения, которая до самого конца оставалась его главным труъ-френдом, советчиком, надеждой, опорой (в том числе, финансовой), жилеткой и прочая, прочая.
В суровую столицу Николайвасилич переезжает в 1828-м. Всего-то навсего. То есть, на момент действий сериала, он вкушает взрослую самостоятельную (относительно, потому что с заработком было не ахти и существовал он в основном на средства, присылаемые маменькой же из деревни) жизнь только годик с небольшим. И взрослая самостоятельная жизнь не особо клеится.
Тут и фейл с "Кюхельгартеном", и фейл с поступлением на сцену (Николайвасилич хотел в актеры, много раз пробовался, но не брали), и, как итог, постылая работа в Третьем отделении с откровенно презирающим его начальником, расставание со всеми друзьями детства (а новых Николайвасиличу заводить было тяжко). Да еще и бонус в виде крайне стрёмных по своему содержанию видений.
Но вот на сцене появляется драгоценный наш Яковпетрович, который резво вербует Николайвасилича в личные секретари и вывозит в Диканьку на расследование. Ну и что же там, в типародных местах? Всё будет по-новому, гладко?
А на поверку в Диканьке всё оказывается примерно так же. Да, теперь у Николайвасилича есть шеф, который его НЕ презирает и даже частенько слушает. Зато во всем остальном - стабильность: стихописательство не идет, работа все так же не радует, от трупов все так же тошнит, местное население смотрит косо, друзей нет, стрёмные видения есть.
Яковпетрович, кстати, хоть и слушает, но о себе, например, Николайвасиличу рассказывает мало. И в основном такое, что Николайвасилич рад бы и не знать. Яковпетрович для него именно покровитель, человек выше рангом. Не друг и даже не приятель.
И тут, посреди всего этого вертепа, Николайвасилич встречает Лизу. Которая (это важно) имеет благородное происхождение, схожие интересы и с самой первой встречи уверенно занимает позицию утешительницы, наставницы, советчицы, надежды, опоры и жилетки. Улавливаете мысль?
Правильно. Николайвасилич, успевший уже накушаться взрослости и самостоятельности, но не успевший еще к ним привыкнуть, тут же радостно берет курс на сближение. И тот факт, что Лиза как женщина для него недоступна, по логике, не слишком его напрягает.
Понимаете ли, какая смешная история: это вообще, в принципе единственный тип женского поведения, который должен выглядеть для Николайвасилича привычным и комфортным - покровительственный.
Короче, с эдиповым комплексом все понятно, и можно уже рассмотреть мотивацию графини Елизаветандревны.
А с Лизой, на самом деле, всё выглядит еще проще. Из фильма не вполне понятно, сколько ей лет (загвоздка в том, что она может быть - и скорее всего, так и есть - старше Николайвасилича, хотя разница у актеров 8 лет в пользу Петрова), но вряд ли больше двадцати пяти. По меркам XIX века, это молодая, но уже состоявшаяся женщина.
Страдающая каким-то неизвестным недугом. Замужем за очень сдержанным, болезненно гордым (она говорит об этом) человеком. В глухой провинции, где в принципе почти нет людей её круга - а людей её возраста и интересов нет совсем.
У нее нет подруг, ей вообще, по сути, не с кем поговорить, кроме мужа. Чем бы она не страдала, ей не от кого получать стабильную поддержку. Это глубоко несчастный, бесконечно одинокий персонаж, которому только и остается, что читать и молиться. Перспективы - хоть вешайся.
Но вот в Диканьку на пленэр приезжает Николайвасилич (Яковпетрович тоже, но с ним Лизе фактически не удается пообщаться). Который из Питера, какой-никакой поэтописатель и вообще в целом человек культурный и благородный. Молодой, полный идей и открытый для "поговорить".
При этом Николайвасилич приехал НЕНАДОЛГО. Как только расследование будет завершено, он сразу же вернется в Петербург, и весь спектр занятий опять придется свести к чтению и молитвам.
(Поэтому мнение, что взаимное признание Николайвасилича и Лизы было нелепо поспешным и "они слишком мало знали друг друга", всегда делает мне очень смешно. С таким багажом одиночества и переживаемых в одиночестве проблем, странно, что уже во вторую встречу Лиза не начала петь "Оставайся, мальчик, с нами - будешь нашим королем". А ведь могла бы.)
Теперь можно и два слова об Оксане. Которая проявляет, безусловно, чудеса самоотверженности, даже жертвенности в своей любви к Николайвасиличу. Но буквально с самого начала выбирает в корне неверную линию поведения. Она апеллирует к его чувственности, к сексуальному влечению.
Мол, "вы привлекательны, я чертовски привлекательна - чего зря время терять?" И это прокатило бы, наверное, с любым диканьским парубком или даже заезжим дворянином, но только не с Николайвасиличем. Потому что у Николайвасилича с чувственностью и сексуальным влечением так себе (инфантил), он больше ищет поддержки, опоры и жилетку, чем любовницу. Когда "женщина-наставница" зовет его в постель, он соглашается, вероятно, именно потому, что привык "женщине-наставнице" всегда во всём доверять, слушаться её.
Стоит также напомнить, что на этот момент он девственник, секс с замужней дамой (будучи натурой глубоко религиозной и в целом очень щепетильной) должен воспринимать как верх грехопадения и т.д. и т.п.
Но.
Но, как говорится, все норм, пока так решила "женщина-наставница". И когда в конце концов оказывается, что его слегка развели и "женщина-наставница" благопристойно спала в своей супружеской постели, пока Николайвасилич таки совершал верх грехопадения - он должен ощутить это как настоящую трагедию.
Наверняка яростная, очень эмоциональная речь Николайвасилича в сцене, где Оксана спрашивает "ну и с кем было лучше" многим показалась странной, даже нелепой.
Чего тебе, мол, надо? С тобой готова быть вся такая роскошная Оксана, любит тебя, а ты тут ломаешься.
Но времена, но нравы. Для Николайвасилича это действительно похоже на поступок, который простить невозможно.
Подводя итоги: таки каноничный гет сериала - это фактически отношения от безысходности. Они во многом неправильны и порочны по своей сути, а местами вовсе не позволяют героям развиваться как личностям (хоть в Оксане и говорила тогда ревность, в этом она была права: Лиза Николайвасиличу мешает, не столько, правда, в расследовании, сколько в обретении эмоциональной силы и самостоятельности - другой вопрос: а был бы он по-настоящему счастлив после их обретения?)
Но они логичны. И ИМХО, только так и могли сложиться между этими тремя людьми.
Экстремальные тренинги личностного роста. О негрейденсе от шипперов
(Изначальный тред был составлен по личной просьбе @hemu_aersi)
Примерно тысячу слов назад тут в красках расписывалось, что считаем мы Яковпетровича тем еще сукинсыном. И, пожалуй, из этих рассуждений могло показаться, что такому аморальному персонажу, с нашей точки зрения, вообще ни в каком пейринге не место.
Но вот и нет, ни разу.
Начнем по порядку. А порядок их с Николайвасиличем знакомства на месте убийства, поддержка, которую Николайвасилич получает от совершенно постороннего человека, быть может, впервые в своей жизни - да еще на контрасте с презрительным "ну что, опять?!" и "вы писарь, вот и пишите" заставляет его сразу проникнуться к известному суперследователю глубокой симпатией.
И это важно, причем для всех их дальнейших отношений. Каноничный Николайвасилич, во всяком случае, был недоверчив и мнителен, с трудом сходился с незнакомыми людьми. Поэтому если бы, скажем Яковпетрович подошел к господину Гоголь-Яновскому на каком-нибудь светском приёме, и пускай даже их беседа велась бы максимально доброжелательно, утром следующего дня Николайвасилич вряд ли рискнул бы все бросить и поехать с ним (простите) в ебеня раскрывать ритуальные убийства.
Вообще ни один разумный человек не рискнул бы.
И нет, сопутствующие видения не катят за аргумент - Николайвасилич видит их всю жизнь, должен был к ним отчасти привыкнуть (Ковалейский вообще говорит интересное: получается, весь год в Третьем отделении Гоголь видел обстоятельства убийств, но до Яковпетровича никто к нему просто не прислушивался - следовательно, Гоголь должен был уже смириться с мыслью, что его видения бесполезны).
Но обстоятельства знакомства решают. Николайвасилич получает внезапную поддержку в момент, когда она для него максимально важна, когда он максимально в себе не уверен и уязвим. Упомянутое чувство благодарности принуждает его сходу выдать Яковпетровичу большой кредит доверия. Который только растет, когда наутро Гуро находит его совершенно разбитым и снова говорит правильные слова.
Проще говоря, Николайвасилич ищет Наставника. И в этот момент он убеждается, что наконец нашел.
За фигурой Наставника, человека-лидера, которому можно доверять, Николайвасилич готов поехать куда угодно. Он изначально ведомый по характеру, поэтому, единожды доверившись, подчиняется беспрекословно, как ребенок.
Чего он на этот момент не знает: Гуро - типичный представитель наставников, которые учат детей плавать, путем выбрасывания их в воду с лодки. Абсолютно все, что он делает с момента своего появления в жизни Гоголя - раз за разом вырывает его из зоны комфорта. Вынуждает превозмогать: дурноту от вида трупов, неуверенность в собственных видениях, неумение постоять за себя в споре.
Вспомним, как они идут на заброшенную мельницу в первый раз - с толпой совершенно лишнего там народа. Вроде как, опрашивать свидетельницу, одинокую девушку. То есть, боевой отряд бравых казаков и начальник местной полиции вообще не нужны. Чтобы не заблудиться, хватило бы одного провожатого - например, Тесака - и в случае, если бы наводка Николайвасилича ни к чему не привела, это осталось бы только между ним и Наставником.
Вместо этого с ними идет еще и бонус в виде скептически настроенного Александрхристофорыча. И Николайвасилич, повторяющий, что не уверен, может и не видел, было темно и прочее, вынужден собраться и, выпрямив спину, всё-таки вести их вперед, настаивать на своём.
После "смерти" Яковпетровича он вообще остается один. И в нём уже есть зачатки веры в себя - Гоголь из самого начала фильма, скорее всего, реально вернулся бы в Питер. Теперь его ведет память, уважение к погибшему, полуосознанный моральный долг перед ним и перед его благородной (поймать убийцу) целью. И дальше - по нарастающей. Гоголь не только не отступает перед уговорами, чужими насмешками и опасностями - он ухитряется собрать команду (где абсолютно все, к слову, в разы старше его) и стать ее лидером.
Всё это - поступки уже не ребенка, а зрелой, сознательной и сильной личности. И, знаете, вот именно это и привлекает в негрейденсе. Если вообще опустить романтически-сексуальную составляющую, остается влияние, пусть и построенное отчасти на тонкой манипуляции уважением и доверием, которое постепенно превращает робкого, слабого мальчика в мужчину, заставляет его показывать лучшие свои качества.
И это воистину удивительное преображение, настоящее чудо. Ни один другой персонаж, какого угодно пола, кажется, не смог бы дать Николайвасиличу того же.
Впрочем, не надо думать, что в этой бочке меда не найдется хотя бы маленькой ложечки дегтя. Можете прикинуть сами: сколько человек сможет просуществовать в здравом уме и крепких нервах, постоянно преодолевая себя? Ответ ясен: пока не иссякнут все внутренние резервы. Для Николайвасилича это были бы крайне мучительные отношения (не обязательно романтические, повторимся, дружеские тоже).
Тебе все время чудится, что можно довериться, расслабиться и положиться на другого человека. И всегда оказывается, что для него "доверие" - это твердое знание, что ты силен достаточно и выплывешь, если выбросить тебя из лодки.
Это отношения, которые всегда строились бы на принципе "что не убивает, то делает крепче", отношения, которые чисто физически почти невозможно поддерживать долгими и стабильными.
И тем не менее, на наш взгляд, это то самое, что было необходимо такому герою как Николайвасилич из начала первого фильма, только так он мог стать кем-то большим.
Подводя некий итог вышеизложенным рассуждениям: мы безумно любим абсолютно всех персонажей сериала, и главных, и второстепенных, нам нравится как закручен сюжет, как проработаны самые незначительные его веточки. Нравится картинка и многочисленные отсылки. Нравится фандом.
И тем не менее, для нас это всегда будет история о безграничном уважении, ради которого маленький человек многократно преодолевает себя. О становлении личности. О крошечных и великих трагедиях, об очень сложных взаимоотношениях и внутреннем поиске.
И именно поэтому нам хочется пересматривать её снова и снова.
@темы: Другие персонажи, Джен, Гет, Обсуждения, Гуроголь, Сериал Гоголь, Персонажи: Гоголь, Персонажи: Гуро, Персонажи: Артём, Артлебедев, Притяжение & Вторжение, Персонажи: Генерал-лейтенант Лебедев, R, Слэш, G
Именно Гуро дал толчок Коленьке на развитие, без него сидел бы он у камина и продолжал пить и жечь.
Только, как мне кажется, присутствует здесь не только "а теперь я сброшу тебя с лодки и ты поплывешь", но и некоторая забота. Гуро думает: "ох ты госсспади, болезный, такой хороший, но такой дурной, что ж ты с собой делаешь, надо взять в оборот и вытащить на свет божий". И в эом не только личная следовательская выгода, но и сочувствие.
Я читал в тви и получал огромное удовольствие) вообще раньше и не задумывался над всем этим, ну просто картинку смотрел и тексты читал. И мысли: о, классно. А вот обмозговать просто ни времени, ни ресурса, если честно, не было. И почитать вот такие детальные размышления с фактами и обоснованием просто приятно. Самому что-то додумать, получить внутренний резонанс. Крч, доставили нереально хд пжласта, ещё.