Выбор фигуранта следующего выпуска кинопанорамы пал на "Родню". А почему? А потому что тандем Меньшикова и Михалкова не оставляет в покое, и надо бы с честью вспомнить, что же было в начале.
«Родня» — советский трагикомедийный кинофильм, снятый режиссёром Никитой Михалковым по сценарию В. Мережко в 1981 году. Сценарий фильма был написан специально для Н. В. Мордюковой.
![](http://static.diary.ru/userdir/3/4/6/7/3467368/85834453.jpg)
Сюжет довольно банальный и был изрядно критикован за свою приземленность и бытовуху:Сельская женщина Мария Васильевна Коновалова едет в областной центр навестить дочь Нину и любимую внучку Иришку. Добрая и простодушная женщина никак не предполагала, в каком мире живут её самые дорогие и, пожалуй, единственно близкие ей люди. Пытаясь разобраться с помощью своих деревенских представлений о жизни в сложных отношениях дочери с бывшим мужем, она приносит им и себе немало огорчений.
![](http://static.diary.ru/userdir/3/4/6/7/3467368/85941681.jpg)
О съемках в фильме «Родня»
«Балаян разрешил мне тайком от всех сниматься у Никиты Сергеевича, сказав, что не может запретить молодому актеру поучиться у Михалкова. Так я попал в «Родню». И тогда же, кстати, познакомился с гениальной Нонной Мордюковой. Мы прекрасно провели с ней время. Михалков запер нас в комнате, чтобы мы сосредоточились на эпизоде, который предстояло сыграть. И вот мы уставились в пол... Сидим: я - пацан, третьекурсник театрального училища, и Нонна Викторовна - глыба, великая актриса. Я опустил глаза, силюсь изобразить, будто вхожу в образ, а сам трясусь от страха и волнения. И вдруг слышу какое-то похрюкиванье. Поднимаю взгляд и вижу Мордюкову, которая с трудом сдерживается. И тут мы одновременно начинаем хохотать. Но как! До слез, до истерики, до катания по полу. Так мы познакомились с Нонной Викторовной, так я начинал работать у Никиты Сергеевича».
источник
Слова режиссера: "Меньшиков был приглашен на пробы не случайно. Его порекомендовали мне в период работы над "Родней" студенты с курса Олега Табакова. Порекомендовали не просто как подходящего исполнителя на небольшую роль Кирилла - вообще как талантливого актера, на которого стоит обратить внимание. Помню, что тогда меня удивило такое, я бы сказал, цеховое единство в оценке творческих возможностей коллеги, тем более что Меньшиков учился даже не вместе с ними. И действительно, он показался мне интересным, и я предложил ему сняться в нашей картине".
источник
факты о фильме Родня
![](https://pp.userapi.com/c4309/u10334763/49161020/x_14804065.jpg)
кадры со съемок![](https://pp.userapi.com/c4309/u10334763/49161020/x_d205f335.jpg)
![](https://pp.userapi.com/c4309/u10334763/49161020/x_0c719ad6.jpg)
источник
о герое Олега Евгеньевича
Герой Меньшикова, Кирилл,- сын бывшего мужа Марии Васильевны, алкоголика Вовчика, от его второй, городской жены. Но Вовчик давно оставил и этот дом, а может быть, его отсюда выгнали, не в силах терпеть запои... Позже на экране появится мать Кирилла, рано постаревшая, поблекшая, измученная женщина, держащая на своих плечах дом и двоих детей. В квартире Кирилла и его матери - чистенькая нищета... За стеной гуляют ровесники, друзья Кирилла, пришедшие проводить его в армию. Это дает первую точку отсчета в характеристике мальчишки, выросшего в бедности, скудости, рано узнавшего кошмары пьяных излияний отца и горе матери. Он знает цену и каждой копейке, которую шитьем зарабатывает мать, чтобы кое-как продержаться. А на пороге армия... Действие фильма относится к годам афганской войны. Туда погонят Кирилла - то есть погонят на смерть, и он это понимает.
Меньшиков предлагает точный слепок поколения конца 70-х. Уже успевшего ожесточиться, не склонного к деликатности в отношениях с другими, ненавидящего сладкую ложь, льющуюся по радио и с телеэкрана. Они хорошо знают изнанку жизни с ее темными, иногда черными сторонами, ее грязью, ложью, несправедливостью. Величайшая из них свершается в эти дни - почему Кирилл должен отдать жизнь за то, во что он не верит, что ненавидит?
Картина вышла на экран в купированном цензурой варианте, которая бдительно убирала, вычищала из фильма все, что относилось к афганской войне, уносившей тысячи жизней. Но даже то, что авторам удалось сохранить в этой струе, органично стыкуется с характером Кирилла. С темой, возможно, последнего прощания, которая живет в душе парня. Отсюда его взвинченность, его выпады по отношению к неожиданной гостье, оказавшейся первой женой отца. Наверное, он вообще раньше ничего о ней не знал. Да еще ее расспросы, бередящие душу... Только забылся он в шумном веселье, только постарался забыть, что уходит в смерть, а назойливая тетка вновь обо всем напомнила. Кирилл поначалу вскидывается при каждом слове, как дерзкий щенок, выламывается, вызывает Марию Васильевну на ответное хамство. Пока не увидит очень близко ее глаза, полные тоски и даже сострадания к нему, ставшему ей близким, к нему, глупому, отвергающему своего нелепого отца. К нему, которому, в общем, всех жаль, в том числе и себя... Что-то переламывается интуиция подсказывает Кириллу, что Мария Васильевна - такая же жертва, как его мать. Разве что более сильная и потому способная делиться своей силой. Кирилл сдирает свой парик - перед Марией Васильевной, по сути, ребенок. Но ребенок, который взрослеет, принимая на себя боль других.
Второй эпизод в "Родне" с участием Олега Меньшикова очень мал, он укладывается в две-три минуты. Кирилл на вокзале прощается с родными, с Марией Васильевной. Сейчас новобранцы отъедут, это уже последние мгновения жизни, от которой его отлучают. Он действительно уже отрешен, отдален. Он уже там, в тесном вагоне, с теми, кто сейчас для него ближе всех - их ждет одинаковая доля.
источник
- Большую часть вашей киножизни вы, в сущности, работаете с Никитой Сергеевичем Михалковым. Влиял ли он на вас человечески?
- Наверняка влиял. Быть может, не смогу объяснить как, во всяком случае творчески точно. Понимаете, я снимался в "Родне", когда мне было 19 лет. Естественно он кое-что зарядил в меня. Быть может, заложил программу, во всяком случае, разборчивым и требовательным я стал,слушая его и поняв, что он имеет в виду под этим. Я понял, что нельзя работать, где попало, с кем попало, когда попало. Эта его установка была уже тогда.
источник
@темы:
Кинопанорама,
Фильмы,
Олег Меньшиков,
Обзор